2004 №2

ПРЕДИСЛОВИЕ
pdf

Содержание и технологии математического образования в вузе

Хенк Бос
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ЛЕЙБНИЦЕВА ИСЧИСЛЕНИЯ pdf
В связи с 300-летием публикации Готфрида Лейбница об исчислении бесконечно малых автор обращается к этой оригинальной работе и доказывает, что лейбницево исчисление, являясь связной, эффективной и красивой теорией, во многих положениях принципиально отличается от современной теории. Рассмотрение результата Лейбница необходимо проводить с использованием введенных им терминов, а не с позиций теорий, возникших позднее.

Щетников А.И.
ЗАДАЧА АРХИМЕДА О БЫКАХ, АЛГОРИТМ ЕВКЛИДА И УРАВНЕНИЕ ПЕЛЛЯ pdf
Реконструируется    метод,   с   помощью   которого  Архимед  в  древности  и   Ферма   в   Новое   время   могли   решать   уравнение Пелля y2 = Nx2 + 1. Исследуется  вопрос, можно ли было средствами античной математики доказать,  что уравнение  Пелля разрешимо для любого «неквадратного» N.

Теляковский С.А.
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИВИЗНЫ КРИВОЙ pdf
Излагается определение кривизны кривой, при котором с самого начала используются свойства соприкасающейся окружности.

Гаврилов В.И., Луканкин Г.Л., Субботин А.В.
ДИСКРЕТНАЯ ВЕРСИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРИЗНАКА СХОДИМОСТИ РЯДОВ pdf
Излагается результат из математического анализа, строгое доказательство которого основано на чертеже. Несмотря на его простоту, им без труда удается полностью исследовать вопрос о сходимости так называемого эталонного ряда с указанием при этом точной по порядку скорости сходимости. Материал доступен студентам, обучающимся по специальностям с минимальным объемом часов на математические дисциплины.

Посицельская Л.Н., Злобина С.В.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ pdf
Работа посвящена методам разработки тестовых заданий по математическому анализу, предназначенных для экспресс-анализа знаний студентов и определения эффективности процесса обучения. Систематизирован опыт разработки тестов для проверки остаточных знаний студентов старших курсов и тестов для промежуточной аттестации студентов во время учебного семестра. Использован многолетний опыт проведения письменных экзаменов по математическому анализу. Предлагаемые технологии можно использовать не только для создания тестов, но и при разработке методического обеспечения самостоятельной работы студентов. В приложении приведены примеры тестов по некоторым разделам математического анализа, а также образец теста для проверки остаточных знаний.

Шишкин А.А.
ОБ ОДНОЙ ФОРМЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ПЕРВОМ КУРСЕ pdf
Преподаватель математики физического факультета МГУ делится опытом активизации самостоятельной работы студентов первого курса.

Математика для специалистов различного профиля

Самыловский А.И.
О СОДЕРЖАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ) pdf
Содержание цикла естественных наук (общие математические и естественнонаучные дисциплины) ГОСов многих социально-экономических направлений и специальностей рассматривается как основа формирования математического компонента профессиональной подготовки студентов. Предлагается содержание соответствующего цикла, которое позволяет достаточно точно определить и перечислить номенклатуру и объем изучаемых сведений, фиксировать цели образования на различных его рубежных уровнях.

История математического образования, персоналии

Александров В.А.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЯНОША БОЛЯИ pdf
Приводится краткая биография Яноша Боляи  одного из создателей неевклидовой геометрии.

Каша Золтан
КУЛЬТ БОЛЯИ В РУМЫНИИ pdf
Описываются наиболее важные мероприятия, проведенные в Румынии в связи с празднованием двухсотлетия со дня рождения великого венгерского учёного Яноша Боляи.

Шакирова Л.Р.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА pdf
Рассматриваются основные предпосылки становления и развития высшего математического образования в Казанском университете. Проанализированы условия, ставшие основой для приобретения университетом математической направленности и создания в его стенах математической школы (достаточный уровень математической подготовки выпускников гимназии; высокий уровень и идентичность педагогической и профессиональной подготовки выпускников Московского и немецких университетов, послужившие источником формирования в Казанском университете сильного профессорско-преподавательского состава и другие).

Цыренова В.Б.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТИИ pdf
Излагается краткая история становления и развития высшего математического образования в Бурятии с момента открытия первого вуза до настоящего времени.

Архив научно-методической литературы по математике в России

Гнеденко Б.В.
О МЕСТЕ ЛЕКЦИИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ pdf
Своими мыслями о роли лекции в процессе обучения студентов делится крупнейший математик России Борис Владимирович Гнеденко.

Кудрявцев Л.Д.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ pdf
Приводится отрывок из книги Льва Дмитриевича Кудрявцева «Современная математика и ее преподавание», не переиздававшейся с 1985 года. Освещается уникальный опыт преподавания математики, накопленный в Московском физико-техническом институте. Л.Д. Кудрявцевым сформулированы и обоснованы основные положения, которые должны быть положены в основу обучения математике в вузе. Статья включает последние пять из десяти положений. Первые пять положений опубликованы в первом выпуске журнала.

ХРОНИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО МАТЕМАТИКЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ pdf

Галайда П., Кудрявцев Л.Д., Розанова С.А. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ЭКОНОМИКА В ВУЗАХ. ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО pdf

Новая учебная литература по математике для вузов

СЕРИЯ «КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК». К 250-ЛЕТИЮ МГУ pdf

УЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ФИЗМАТЛИТ» pdf

Комментарии запрещены.